На главную
 
McIntosh MC30
 
 
  
 


В конце 40-х годов Фрэнк Макинтош нанял известного инженера Гордона Гоу для разработки звукоусилительной техники высшего класса. Работа продолжалась с 1946 по 1949 год и увенчалась выпуском модели 50W-1, с последующей регистрацией его основополагающих принципов как патентов на изобретение, которые фактически и положили начало компании Mcintosh Laboratory Inc. Затем последовал еще ряд моделей усилителей мощности, предназначенных для профессионального использования в студиях звукозаписи, на радиостанциях, в театрах и кинотеатрах. Все они не слишком известны, чего не скажешь о более поздних продуктах компании. Согласитесь, было бы странно, если бы у легендарной фирмы не было легендарных моделей. И они, разумеется, были. Классикой сегодня считаются Mcintosh МС275 и более простые MC240 и МС225. Этого звания заслуживают некоторые предварительные усилители и даже тюнеры. Да что там, почти вся продукция Mcintosh так или иначе подпадает под определение классики. Нас же интересует самый ранний период с момента выхода компании на 'бытовой' рынок, когда публике был представлен усилитель мощности Mcintosh МС30 (платформа А-116В, шестой по счету продукт под этой маркой с начала истории компании). Именно он, настоящий 'классик', - герой нашего повествования. Модель выпускалась в период с 1954 по 1962 год и на сегодняшний момент является в своем роде памятником усилительной технике того времени. МС30 был первой по-настоящему массовой моделью Mcintosh. Он остается также и единственной моделью с кенотронным питанием на базе ламп типа 6L6. Все последующие усилители не удовлетворяют как минимум одному из предложенных критериев. Более энерговооруженный современник МС60 (60 Вт на канал) использовал мощную лампу КТ88/6550, которую сложно признать столь же музыкальной, как классические лучевые тетроды 6L6. Прямой наследник МСЗ0 - Mcintosh МС40 получил уже новомодное диодное выпрямление. С наступлением эпохи стерео в модельном ряду стали появляться 2-канальные ламповые модели. Наследники МСЗ0 с легкостью пережили интеграцию - добавление цифры '2' в индекс превратило, например, МС40 и МС75 в 'двухканальники' МС240 и МС275. Одновременно стало ясно, что МС30 навсегда останется абсолютно уникальным аппаратом. Сегодня обладание этим усилителем является в высшей степени желанным для истинных ценителей марки.

 
  
 


Что же касается конкретных особенностей модели, то здесь Mcintosh было чем похвастаться. Аппарат выдавал честные 30 Вт на канал при заявленном уровне искажений 0,5%. Показатель для середины пятидесятых очень приличный и даже избыточный. Впрочем, уже упомянутый МС60 выдавал не менее 60 Вт. Высокий уровень технических характеристик был усилен патентованным методом бифилярной намотки трансформаторов: линейности фазочастотной характеристики было уделено особое внимание. Для транзисторного усилителя это не представляет проблемы, в случае же лампового с выходным трансформатором - является серьезной инженерной задачей. Инженерам Mcintosh удалось получить сдвиг фазы, равный всего 3 градусам на частоте 20 Гц и 9 градусов - на частоте 20 кГц. Иными словами, изменение фазочастотной характеристики в слышимом диапазоне было настолько мизерно, что выходной трансформатор был практически 'прозрачным' для сигнала. Для сравнения, достаточно типичным для конкурентов был суммарный сдвиг фаз около 30-40 градусов. Также стоит отметить и линейность АЧХ: частотный интервал 20-30000 Гц имел отклонения по уровню, не превышающие 0,1 дБ.

Достаточно важный параметр любого лампового усилителя - интермодуляционные искажения. Mcintosh мог похвастаться достаточно конкурентоспособным показателем - уровень интермодуляций не превышал 0,5% для любой пары частот в слышимом диапазоне.

Разумеется, у схемы МС30 были и недостатки - ее сложно было назвать лаконичной. Формально в ней присутствовала пара 'лишних' ламп, но это если рассматривать на фоне основных конкурентов. Кроме того, модель работает в классе АВ, что в свое время послужило поводом к публичному разбирательству в аудио-прессе. Не вдаваясь в подробности, скажем, что в наше время схемотехника Mcintosh не выглядит революционной. Дело в том, что в то время особое внимание уделялось именно инструментальным характеристикам, и некоторое усложнение конструкции - неизбежная плата за оригинальность. Особо хотелось бы остановиться на внешнем виде. МС30 являлся развитием индустриального шасси А-116 со схожими характеристиками и схемотехникой, но куда более непритязательной внешностью. Окрашенный серой молотковой эмалью А-116 запросто мог состязаться с младшим братом во всем, кроме облика: МС30 блистал сочетанием насыщенного черного цвета трансформаторов и хромированным до зеркального блеска шасси. Эта дизайнерская концепция почти без изменений просуществовала до конца шестидесятых, но не была вытеснена, а лишь дополнена знаменитыми сегодня стрелочными голубыми шкалами. Классический дизайн до сих пор присутствует уже в четвертом по счету поколении усилителей Mcintosh МС275. Возможно, это Один из самых долгоживущих индустриальных дизайнов - настоящая визитная карточка компании.
Эксплуатация
Усилитель достаточно прост в освоении и эксплуатации. Выводы трансформатора подведены непосредственно к клеммной колодке, представляющей собой набор популярных в то время винтовых зажимов 'под голый провод'. Обмотки трансформатора оптимизированы под нагрузку 4, 8 и 16 Ом. Предусмотрен балансный вход, терминал для подключения предусилителя Mcintosh, регулятор входной чувствительности. На поздние модификации устанавливался плавный регулятор демпинг-фактора (переменный резистор в цепи обратной связи) - своего рода басовый эквалайзер. Паспортное (максимальное) значение демпинг-фактора равнялось 16 и было более чем достойным показателем. В самой схеме была возможность (уже с помощью паяльника) выбрать номинальное рабочее напряжение (117 или 125 В), а также задействовать встроенный фильтр ВЧ. На 'верхней палубе' усилителя установлены семь достаточно популярных ламп пяти типов. Выходные лампы 1614/ 6L6GC представляли собой достаточно распространенные в то время лучевые тетроды (в большинстве ранних проектов также использовали эту лампу). Сегодня семейство 6L6 можно уверенно назвать самой распространенной лампой прошлого (а значит и нынешнего) столетия. Можно по-разному относиться к ее звучанию, но многие рок-группы использовали построенную на этой лампе аппаратуру, в частности, гитарные усилители - 'комбики'.

Чтобы выдавать 30 Вт выходной мощности требовалось анодное напряжение 400 В. Его могла выдержать стандартная для МС30 промышленная (военная) модификация 6L6 под номером 1614 (ее легко узнать - узкий высокий металлический баллон черного цвета). Наряду с ней применялась 6L6-GC - лампа в привычном стеклянном баллоне, но допускающая повышенное по сравнению с оригиналом анодное напряжение. Кроме того, использовались популярные 'пальчиковые' триоды: пара 12АХ7 (ЕСС83), одна 12AU7 (ЕСС82) и сравнительно менее распространенная 12ВН7. Кенотрон использован также классический - семейства 5U4.

Вторая жизнь
Как можно заключить из вышеизложенного, цена МС30 на вторичном рынке просто не может быть низкой. Всего было произведено немногим более 14000 экземпляров, не считая т.н. 'китов' МК30 - комплектов для самостоятельной сборки. Они выпускались в период с июля 1960 по июль 1961 года под девизом 'Сразу соберешь правильно' (имелась в виду простота и продуманность конструкции), и их легко опознать по надписи 'MacKit 30' вместо традиционного логотипа 'Mclntosh' на борту усилителя.

Данная модификация является совершеннейшей музейной редкостью: из-за небольшой разницы в цене с готовым усилителем большой популярностью она не пользовалась. Как утверждают в Mcintosh, всего было произведено около 20 экземпляров, причем часть из них так и не была продана и подверглась досборке в фабричных условиях. Ну а если вы обнаружите 'MacKit 30' с шелкографией вместо рельефного логотипа, немедленно свяжитесь с компанией, - таких экземпляров изготовлено всего несколько штук. Значительное количество произведенных 'обычных' МС30 отчасти компенсируется давностью производства - в этом году самому раннему экземпляру исполняется 54 года, а позднему - 46. Поэтому из теоретически существующих 7 тысяч пар значительная часть уже утеряна, существенно повреждена, или заметно модифицирована владельцем, что очень часто - одно и то же. По состоянию на середину 2008 года, цена пары моноблоков начинается от 2500 долларов. Наиболее частые виды повреждений: дефекты ЛКП, следы от ударов на корпусе трансформаторов и шасси, а также множественное точечное ржавление хромированных элементов. Обратите внимание, что аутентичность внутренностей усилителя можно удостоверить, лишь имея изображение оригинального экземпляра. Тут лучше посоветоваться со специалистом. И только в случае обладания оригиналом можно утверждать, что вы слушаете нечто, похожее по звуку на настоящий МС30. Самое важное в усилителе - лампы. От них в значительной степени может зависеть цена и, разумеется, звучание. Наличие оригинального комплекта выходных ламп (тем более, с логотипом Mcintosh) практически исключено. Чаще встречаются разнообразные недорогие аналоги: новодельные китайские или распространенные советские и российские лампы. Примерно равны шансы встретить и сравнительно молодых 'американцев', явно не из дефицитных. Цена резко вырастет, если продавец предлагает предустановленные им 'брендовые' малосигнальные лампы элитных производителей. Чаще всего речь идет о немецких Telefunken - возможно, таких же, которые стояли в оригинальной модели. Но и это не предел. Например, некоторые аналоги ЕСС83 могут стоить необычайно больших денег. Впрочем, такие вещи редко продают вместе с усилителем.

Что же касается выходных ламп, то наиболее интересными следует признать английский тетрод КТ66 и его ранние модификации, хотя сами создатели его не жаловали. Имея потолок анодного напряжения около 500 В, он как нельзя лучше подходит для использования в Mcintosh, являясь при этом одной из приоритетных замен оригинальных ламп по разумной (до 1000 долларов за комплект) цене. Разумеется, и в этом случае существуют абсолютно выдающиеся комплекты. Например, оригинальный (не путать с современными репликами) квартет специально отобранных ламп Genalex 'Gold Lion', по цене вполне способен поспорить с самим Mcintosh. Как ни странно, емкость блока питания чаще всего не нуждается в замене. В МС30 встречаются электролиты производства двух известных компаний - Cornell Dubiler и Mallory, как утверждают, равноценные по качеству.

 
  
 


Прослушивание
Я прослушивал аппарат в своей домашней системе с использованием студийного проигрывателя винила ЕМТ 950, тонарма ЕМТ 929, МС звукоснимателя ЕМТ TSD-15 SFL, самодельных межблочных и акустических кабелей, а также нескольких комплектов акустических систем конца 60-х годов прошлого столетия - от крупных напольных до средних полочных. За точку отсчета принимался один из основных усилителей системы - пара английских моноблоков QUAD II с оригинальным комплектом ламп.

Следует особо отметить, что звучание лампового усилителя зависит от двух составляющих: звучания самого шасси и звучания установленного в него комплекта ламп. Чтобы иметь возможность максимально оценить возможности самого МС30, я использовал 'штатные' кенотроны RCA 5U4-GA совместно с комплектом ламп КТ66, параллельно прослушиваемых в QUAD II. Из подобного сравнения 'вычитанием' были исключены малосигнальные лампы - схема входного преобразования сигнала у QUAD II совершенно иная. Более того, абсолютно совместимых с МС30 шасси среди массовых усилителей нет. Так что я имел возможность оценивать звучание МС30 как абсолютно, так и с большой степенью правдоподобности относительно отлично известного мне конкурента.

В качестве записей я выбрал несколько хорошо известных рок-пластинок: Deep Purple 'Machine head', Jimmy Page & Robert Plant 'No Quarter", Pink Floyd 'Meddle', Queen 'Jazz'. В качестве дополнительного материала были использованы менее известные записи джаза и вокала. Главное, что хочу отметить в звучании МС30, - сильный эмоциональный акцент на нижней середине и очень динамичную, очерченную подачу баса. Все басовые партии Mcintosh буквально вколачивает в слушателя, причем бьет всегда 'наотмашь'. В умеренно динамичных отрывках аппарат буквально торопит ритм - такое ощущение осталось от прослушивания более спокойных композиций. На средних частотах отчетливо заметен характерный 'триодный' почерк входных ламп - прозрачность и ясность наряду с небольшой потерей плотности звуковых образов. Субъективно МС30 звучит значительно громче многих аналогов того времени. Благодаря сочетанию 'настырного' характера (по темпераменту 'Мак'-типичный холерик) с высокой выходной мощностью, я бы рекомендовал этот усилитель не только для классической, но и для современной акустики. В том числе и для АС с невысокой чувствительностью. В то же время, в моем понимании, он не подойдет любителям сдержанного и размеренного звучания, во всяком случае, когда для слушателя ритм, динамика, а также контроль баса не являются определяющими факторами. Еще замечу, что в большинстве систем того времени МС30 использовался с предусилителем. Прослушанный совместно с МС30 предусилитель Mcintosh С22 (1963-1968 гг.) на основе триодов 12АХ7 (ЕСС83) заметно тормозит динамику, смягчает звучание и убирает многие формальные претензии, но делает это с одной важной поправкой - эта связка звучит совсем по-другому, иначе, чем сам МС30 - классический образец усилительной техники второй половины XX века.

Сергей Смирнов, журнал 'stereo & video'
 
Пробки на Яндекс.Картах Яндекс.Погода